acqualta

Category:

Если б в мире не было собак, мы бы их придумали конечно! (с)

Средневекового рыцаря буквально оценивали по его коню, но не менее важными для аристократа были как его любимая собака, так и целый питомник охотничьих псов. Например, Берольт в Тристане и Изольде посвящает целую главу неразрывной связи между Тристаном и его Хусдантом (или Хусдентом). В Königen Sibille Элизабет фон Нассау-Саарбрюккен позволяет борзой убитого молодого рыцаря Абри оставаться рядом с телом своего хозяина в течение четырех дней, даже на грани голода, - потому что последняя, самая важная охота борзой связана с падением убийцы Абри.

И, наконец, аристократическое увлечение охотой имеет тенденцию доминировать в средневековом дискурсе о собаках. Это верно как в христианском мире, если вспомнить обширные инструкции по уходу и содержанию охотничьих собак в широко популярном Livre de la Chasse во Франции конца XIV века, так и в исламском мире, где поэт X века, известный как Кушаджим, объединил философское исследование религиозной допустимости охоты с подробными инструкциями по правильному разведению охотничьих собак.  

Поэтому неудивительно, что вложив столько труда в дрессировку настоящих охотничьих собак - не говоря уже о пастушьих собаках, кухонных собаках, сторожевых и боевых собаках Средневековья - средневековым людям так нравилось обучать своих собак разным трюкам.

Например, согласно энциклопедии животных девятого века, знатные женщины Багдада считали определенный тип собак из Китая лучшими для обучения развлекательным трюкам. А в четырнадцатом веке Мухаммад-ибн- Манкали писал, что рыночные торговцы дрессировали своих собак для участия в маленьких драматических представлениях для детей. Английский врач шестнадцатого века Джон Кай, упоминая трюки с собаками, высказывал свое презрение собакам смешанных пород, считая их «не имеющими особого вида и не обладающими достойными качествами», и заявлял, что они не способны (и не достойны) учиться чему-либо, кроме лая.

Другие источники содержат подробные сведения о трюках, выполняемых конкретными собаками, но иногда эти описания переходят грань между реальностью и фантазией, придавая им оттенок мистицизма. 

Византийский летописец VI века Иоанн Малалас, например, рассказывает одну историю, которую в средние века подхватили более поздние греческие авторы. Купец/артист с запада показывал на рынке следующий трюк со своей собакой, описанной как «рыжеватая»: он собирал кольца у зрителей, закапывал их, а затем говорил собаке выкопать кольца и вернуть их настоящим владельцам. Этот трюк показывает реальную успешную дрессировку, которую мы сегодня называем «работой с носом», но трудность определения запахов на металле делают эту историю почти легендой (действительно, в рассказе зрители шепчутся между собой, что собака, должно быть, одержима духом оракула). Или еще один нюхательный трюк: по команде своего хозяина собака могла выделять в аудитории людей, которые были прелюбодеями, проститутками и беременными. Является ли это преувеличенным (и пропитанным средневековыми сексуальными ценностями) признанием способности собак обнаруживать тончайшие биологические/химические сдвиги, вызванные болезнью, беременностью и т.д.? Несколько менее правдоподобно звучит заявление Феофана в девятом веке о том, что эта собака могла правильно определять, родят ли беременные женщины дочерей или сыновей. И все же даже это приукрашивание рассказа Иоанна означает признание того, что основная его идея - способность собачьего носа выявлять физические и моральные изменения у людей - остается правдоподобной.

Но самое важное здесь даже не это. Все эти истории показывают, что не смотря на важную роль - на экономическом, социальном и личном уровне - собаки иногда были просто собаками. Они были игривыми, любящими, верными и забавными. Некоторые женщины, свидетельствует тот же доктор Джон Кай, любили своих маленьких болонок, которые «играют и развлекаются», больше, чем своих собственных детей. Но разве это не лучший трюк, который наши четвероногие друзья, одновременно предлагая нам свою безусловную любовь, проделывают с нами на протяжении уже многих веков?

По материалам, собранным Кайтом Стивенсоном. Все изображения @British Library.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened