acqualta (acqualta) wrote,
acqualta
acqualta

Category:

Древние египетские саркофаги и тайна "черной слизи"

Несколько древних египетских саркофагов и фуляров для мумий были обнаружены покрытыми таинственной «черной слизью». Доктор Кейт Фулчер, научный сотрудник отдела научных исследований Британского музея, рассказывает, из чего сделана эта слизь, почему она могла использоваться и что она может рассказать о египетской погребальной практике.

Футляр и саркофаг для мумии Джедхонсиу-эф-анха. Египет, 22-я Династия (945–720 BC)
Футляр и саркофаг для мумии Джедхонсиу-эф-анха. Египет, 22-я Династия (945–720 BC)

Джедхонсиу-эф-анх жил и умер почти 3000 лет назад в Древнем Египте. Мы мало что знаем о жизни Джедхонсиу-эф-анха, но знаем, что он был священником в храме Амона в Карнаке. Здесь у него были две основные роли,  одной из которых была - «Открывающий двери в рай», что означало, что он был одним из священников, который имел право открывать двери алтаря в храмовом святилище, содержащем культовое изображение бога. После смерти Джедхонсиу-эф-анха его мумифицировали, завернули в виссон и поместили в гипсовый и льняной футляр для мумии. Этот футляр был красиво окрашен в яркие цвета и покрыт сусальным золотом по лицевой стороне. Во время похорон его положили в саркофаг и отнесли к могиле. Затем несколько литров теплой черной «слизи» были разлиты по всему футляру мумии, полностью покрывая его. Затем саркофаг закрыли и «отправили путешествовать» в подземный мир.

Джедхонсиу-эф-анх не был единственным, захороненным подобным образом. Есть несколько примеров использования этой «черной слизи» в египетских захоронениях. Но что это? И если мы узнаем, из чего она была сделана, сможем ли мы узнать больше о том, почему египтяне использовали ее? Есть много текстов, посвященных духовным приготовлениям к смерти в Древнем Египте, но очень мало текстов, касающихся практических аспектов. Знания о методах мумификации и захоронения были ограничены. Итак, один из лучших способов узнать больше об этой «черной слизи» - это ее химический анализ, чтобы выяснить, что это такое. Мы сделали это в научных лабораториях Британского музея.

Так что же это такое - «черная слизь»? Эксперты Британского музея проанализировали более 100 образцов «черной слизи» из двенадцати саркофагов и футляров мумий, все из которых относятся к 22-й династии Третьего промежуточного периода (ок. 900–750 до н. э.).  Для этого мы брали крошечные образцы и проводили химический анализ, называемый «газовая хроматография - масс-спектрометрия (ГХ-МС)». Это включает испарение каждого образца и проход его через длинную трубку, которая разделяет молекулы в образце. В конце трубки молекулы попадают в масс-спектрометр, который разделяет их в соответствии с отношением их массы к заряду. Отсюда мы можем сказать, какие молекулы присутствуют и в каком количестве.

Анализ "черной слизи" в лабораториях Британского Музея.
Анализ "черной слизи" в лабораториях Британского Музея.

Мы обнаружили, что слизь состоит из комбинации растительного масла, животного жира, древесной смолы, пчелиного воска и битума - твердой сырой нефти. Точные ингредиенты варьируются от одного саркофага к другому, но слизь всегда готовилась из некоторых из этих ингредиентов. Возможно, были и другие ингредиенты, которые мы больше не можем обнаружить, потому что они были летучими и испарились или разложились до неопределяемого уровня за 3000 лет, прошедшие с момента нанесения слизи.

Откуда взялись ингредиенты и как они были получены? Некоторые из продуктов, которые мы идентифицировали, встречаются в природе только за пределами Египта, что указывает на то, что они были импортированы. Две древесные смолы, которые мы часто находим в «черной слизи», - это смола фисташкового дерева и смола хвойного дерева. Смола дерева - это жидкость, которую деревья выделяют в ответ на травму, которая затвердевает до хрупкого твердого вещества. Деревья фисташки растут по всему Средиземноморью, от Греции до Западной Азии. Амфоры (горшки), содержащие смолу фисташковых деревьев, были найдены в Амарне, египетском королевском городе с 1347 по 1332 год до нашей эры, и в месте кораблекрушения Улубурун (у побережья западной Турции), случившегося примерно в то же время. Анализ керамики показывает, что эти горшки, скорее всего, были изготовлены в районе Хайфы в Израиле, где, вероятно, также и собиралась смола. Смола фисташки также использовалась в качестве ладана в Древнем Египте и в качестве золотого лака на расписных гробах, поэтому мы знаем, что ее импортировали в достаточном количестве.

Хвойная смола может происходить от самых разных деревьев, включая сосну, кедр, пихту и можжевельник, но по прошествии стольких лет трудно различить эти смолы. Самым южным, где растут эти типы деревьев, является Ливан, что указывает на то, что эта смола также была импортирована в Египет. Хвойную смолу также находили в кувшинах, связанных с другими ритуальными или погребальными использованиями, что снова указывает на то, что она была обычным для того времени импортом.

Битум - это общий термин для сырой нефти. Есть много источников, которые, как известно, использовались в древние времена. Битум состоит из умерших растений, животных и одноклеточных организмов и формируется на протяжении миллионов лет. Поскольку эти растения, животные и организмы различаются в зависимости от местной окружающей среды, содержание битума также варьируется от места к месту.

Футляр мумии с позолоченным лицом (очищен в 1970-е годы), в котором находится мумифицированное тело молодой девушки по имени Тджаясетиму. Футляр тоже был покрыт «черной слизью.»
Футляр мумии с позолоченным лицом (очищен в 1970-е годы), в котором находится мумифицированное тело молодой девушки по имени Тджаясетиму. Футляр тоже был покрыт «черной слизью.»

Изучение останков этих живых существ, которые мы называем «биомаркерами», является ключом к выяснению источника битума. Сравнивая биомаркеры в образце слизи с биомаркерами из известных источников, мы видим, что битум пришел из Мертвого моря. Это имеет смысл, поскольку в древнегреческих текстах упоминаются твердые блоки битума, плавающие на поверхности Мертвого моря, и люди, гребущие к ним, чтобы отрубить его куски и продать их в Египте. Для чего он использовался и почему? Мы не можем сказать наверняка, но, что важно, предыдущие анализы бальзама для мумификации (использованного на самих телах) показали, что он сделан из тех же ингредиентов, что и черная слизь, которую мы изучали на внешней стороне гробов и футляров мумий . Это означает, что черная слизь использовалась на разных этапах процесса захоронения - во время подготовки мертвого тела, а затем снова во время похорон, поверх ящика мумии или гроба.

Саркофаг Падихорпакхереда. Египет, 22-я династия (945–720 BC).
Саркофаг Падихорпакхереда. Египет, 22-я династия (945–720 BC).

Египтяне верили, что когда кто-то умирает, он становится формой бога Осириса, который ассоциируется со смертью и возрождением. Осириса называли «черным» в различных погребальных текстах и часто изображали с черной кожей и в виде мумифицированного тела. Черный цвет также связан с аллювиальным илом, откладывающимся на берегах реки Нил после того, как ежегодное наводнение отступает. Поскольку эта свежая и плодородная почва обеспечивала идеальную среду, в которой семена сельскохозяйственных культур могли прорастать и расти, она считалась по своей сути магической. Глиняные и деревянные семенные клумбы в форме Осириса, заполненные черноземом из Нила и засеянные прорастающими семенами, иногда включались в набор погребальных предметов в захоронениях Нового царства. Итак, у нас есть взаимосвязанные концепции черного, Осириса и возрождения. Следовательно, можно предположить, что практика покрытия гробов черной слизью связывает гробы с регенерацией, связанной с Осирисом.

Сидящая деревянная фигура с головой в форме черепахи из гробницы Рамсеса I или Сети I. Черная слизь была проанализирована 20 лет назад и обнаружена, что она сделана из смолы фисташкового дерева. Египтянин, 19-я династия (1292 г. до н.э. - 1189 г. до н.э.)
Сидящая деревянная фигура с головой в форме черепахи из гробницы Рамсеса I или Сети I. Черная слизь была проанализирована 20 лет назад и обнаружена, что она сделана из смолы фисташкового дерева. Египтянин, 19-я династия (1292 г. до н.э. - 1189 г. до н.э.)

Помимо футляров для мумий, «черной слизью» покрывали также погребальные статуи божеств. В Британском музее есть несколько примеров таких статуй из гробниц королей Нового Королевства примерно 1300 г. до н.э. Многие статуи из гробницы Тутанхамона также были покрыты «черной слизью», хотя эти примеры не анализировались. Некоторые коробки шабти (коробки, используемые для хранения статуэток в могиле покойного) также были покрыты «черной слизью». Итак, похоже, что слизь была ритуально важной жидкостью для помазания, используемой для ряда целей, связанных с погребением умерших и их превращением в Осириса.

Деревянная фигура павиана, покрытая черной слизью. Египтянин, 18-я династия (1549 / 1550–1292 до н.э.).
Деревянная фигура павиана, покрытая черной слизью. Египтянин, 18-я династия (1549 / 1550–1292 до н.э.).

Но покрытие слизью использовалось не всегда. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что это, вероятно, было доступно только для элит. Некоторые из самых ранних примеров взяты из царских захоронений. Между внутренним золотым саркофагом Тутанхамона и средним саркофагом, в котором он находился, также было обнаружено большое количество «черной слизи». «Черная слизь» также была доступна для лиц, не являющихся членами королевской семьи, но семья должна была иметь возможность позволить себе это. Примеры использования «черной слизи» были наиболее распространены в Третьем промежуточном периоде (ок. 1069 г. до н. э. - ок. 664 г. до н. э.), что может быть связано с изменениями в погребальной практике или с тем, что  сохранилось больше саркофагов этого времени.

Фотография с воздуха, обращенная на запад, через древний город на западе Амара в сторону острова Эрнетта. Предоставлено Исследовательским проектом Amara West Британского музея.Фотография с воздуха, обращенная на запад, через древний город на западе Амара в сторону острова Эрнетта. Предоставлено Исследовательским проектом Amara West Британского музея.

Недавние раскопки в древнем городе Amara West, проведенные Британским музеем в сотрудничестве с Национальной корпорацией древностей и музеев (NCAM) в Судане, обнаружили рассыпчатое черное вещество в гробнице, датируемой концом Нового царства c. 1100 г. до н.э. Анализ этого черного вещества показал, что оно содержит масло, воск, фисташковую смолу и битум, что означает, что это один из вариантов «черной слизи». Amara West находится в Нубии, районе к югу от Египта, который египтяне стремились контролировать из-за его залежей золота. Это первый пример «черной слизи», обнаруженной в Нубии, и показывает, что египетские погребальные обряды использoвались также и вдали от центра власти в Египте.

The black goo discovered at the site at Amara West.
Черная слизь на територии Amara West

Это еще не все! Большая часть исследований до сих пор была посвящена более поздним образцам черной слизи, но мы надеемся, что рассмотрение примеров из более ранних времен расскажет нам, как ингредиенты менялись с течением времени. Мы также надеемся сделать немного «черной слизи» самостоятельно, чтобы мы могли иметь представление о том, как ее хранили, транспортировали и разливали, как она пахла и насколько горячей должна была быть. Это поможет нам переосмыслить, каково было ее предназначение в древнеегипетские времена.

(Из блога Британского Музея)

Tags: Археология, История, История Египта, Тайны прошлого
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Covidские хроники

    За последние сутки в нашем графстве было выявлено 54 больных, госпитализировано 4 человека, 1 человек умер. В самом Сиэттле вакцинировано 70…

  • Все звери в гости к нам

    За прошедшую неделю в нашем городке попали на камеры:

  • Мнение

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments