acqualta (acqualta) wrote,
acqualta
acqualta

Categories:

Климат и итальянские святые

До сих пор историки относились к сообщениям об экстремальных погодных явлениях, которые могут указывать на изменение климата, или, в частности, на увеличение количества осадков, с подозрением. Они утверждали, что слишком много чисто культурных факторов могло повлиять на то, чтобы тот или иной автор писал о дождях, засухах или наводнениях.



Новое междисциплинарное исследование, проведенное учеными из Пизанского и Варшавского университетов вместе с международной командой сотрудников, связывает данные, указывающие на увеличение количества осадков в северной и центральной Италии в шестом веке нашей эры, с историческими описаниями, содержащимися в текстах о житиях и чудесах святых тех лет. Опубликованный в журнале Climatic Change, документ успешно объединяет показатели палеоклимата с историческими записями, демонстрируя, как междисциплинарные исследования могут обеспечить лучшее понимание воздействия климата на общества прошлого.

Чтобы получить данные о климате в прошлом, исследователи изучили сталагмит из пещеры Ренелла в северной Тоскане. Слои минералов, отложенные на протяжении веков, позволяют ученым регистрировать условия окружающей среды, как годичные кольца деревьев. Измерение соотношения изотопов кислорода в последовательных слоях сталагмита позволило команде различать более влажные и более сухие периоды, которые они датировали с помощью уран-ториевого датирования (метод, аналогичный более широко известному радиоуглеродному методу). На этом основании исследователи указали, что VI век н.э. в северной и центральной Италии отличался от других исключительным уровнем влажности. Вероятным источником влаги является длительная отрицательная фаза Североатлантического колебания, период пониженного атмосферного давления, в результате которого северную и центральную Италию «затопил» влажный воздух из Северной Атлантики. Поскольку вода из Атлантики имеет высокую концентрацию более легких изотопов кислорода, чем в среднем в северной Италии, отрицательные Североатлантические колебания 6-го века и связанные с ними осадки в Италии оставили характерный изотопный «след» в сталагмитовых слоях пещеры Ренелла.

Имея в руках данные о сталагмитах , авторы обратились к историческим записям. Используя базу данных «Культ святых в древности», исследователи получили доступ и проанализировали древние и средневековые тексты. Это позволило им сравнить итальянские сочинения шестого века со всеми позднеантичными и раннесредневековыми агиографическими текстами (то есть рассказами о святых) и выявить их уникальные особенности. Описания VI века с Апеннинского полуострова, особенно Диалоги о чудесах итальянских отцов, приписываемые Папе Григорию Великому, содержат множество описаний так называемых водных чудес, в которых святые останавливают сильные дожди, штормы и наводнения. В агиографической литературе до и после этого периода, а также в трудах Григория Турского, источника, описывающего события на территории Франции того времени, рассказы о водных чудесах почти отсутствуют. В «Диалогах» на них приходится почти 20% всех упоминаний чудес, что составляет уникальную особенность.



Ученые интерпретируют внезапное появление таких описаний как доказательство исключительного интереса к гидроклиматическим явлениям, на что, должно быть, была причина. Этой причиной, по мнению авторов, стало изменение климата, которое произошло в то время и проявилось в увеличении количества осадков и наводнений. «Литературные источники, в частности рассказы о святых, не следует воспринимать как прямые записи прошлых событий», - говорит Роберт Вишневски, специалист по агиографии и соавтор из Варшавского университета. «Однако они отражают мировоззрение церковных писателей и основу их интерпретации необычных погодных явлений». «В этом исследовании геохимики, геологи и специалисты по климату доказали климатическое изменение, на которое письменные источники только намекали. В шестом веке по крайней мере часть Италии действительно стала страной проливных дождей и наводнений », - добавляет Джованни Занкетта, профессор геологии Пизанского университета и первый автор статьи. Прежде всего, присутствие необычных гидрологических и климатических событий в трудах Италии шестого века указывает на роль, которую эти события могли сыграть в социально-культурных изменениях, давно признанных историками. Такие изменения включают принятие епископами местного руководства в конце шестого века и развитие культа святых в сочетании с верой в их власть над болезнями, людьми и природой в целом.



St Fredianus Diverts the River Serchio, by Filippo Lippi – Wikimedia Commons

«Помимо изменения климата, позднеримская Италия также испытала многочисленные «варварские» вторжения, но эти тяжелые испытания не привели к краху общества того времени. Напротив, кажется, что изменение климата действительно способствовало укреплению его внутренней сплоченности в драматический исторический момент », - говорит Кевин Блумфилд, римский историк и соавтор из Корнельского университета.

Ученые все чаще признают, что климатические явления являются важными факторами скорости и масштаба социальных и культурных изменений. «Гибридный» подход к изучению воздействий климата на общества прошлого, основанный как на естественных, так и на исторических данных, позволяет избежать упрощенных и часто катастрофических интерпретаций этих воздействий и лучше понять реальный опыт общества в то время. «Наш подход, - подчеркивает Адам Издебски, автор-корреспондент и руководитель группы независимых исследований палеонауки и истории в Институте истории человечества Макса Планка, - показывает, насколько разнообразна и непредсказуема реакция современного общества на текущее изменение климата и другие стихийные бедствия».

Tags: История, История Европы, Италия, Климат, Средневековье
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Из Сиэттла в Финикс. День первый. 6

    Часть 5 Въезжаем в "картофельный" штат Айдахо. Как бывшая жительница Беларуси свидетельствую, что картошка из Айдахо действительно…

  • Из Сиэттла в Финикс. День первый. 5

    Часть 4 А вот и редкая в наших местах железная дорога. И составы на ней такие длинные, что мы устали считать, сколько в этом составе вагонов.…

  • Из Сиэттла в Финикс. День первый. 4

    Часть 3 Въехали на территорию индейской резервации и, как водится в индейских резервациях и в нашем штате, тут сразу обнаружилось приглашение…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments