acqualta (acqualta) wrote,
acqualta
acqualta

Брестская Церковная Уния 1596 года

Уния церковная (лат. соединение) — слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой — допускается брак белого духовенствa и богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов.

Религия в 1573 г
Религия в 1573 г
Религия в 1750 гРелигия в 1750 г

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890:

" Уния не была случайными явлением; она не была и результатом личных только расчетов и своевольных действий отдельных представителей православной церковной иерархия. Она была обусловлена исторической жизнью русской православной церкви в Литве и явилась ее прямым результатом. Главное препятствие к введению Унии заключалось в том, что западно-русская церковь была подчинена московскому митрополиту, а последний всегда был ревностным противником не только какого-нибудь соединения, но даже сближения с католической церковью.

Около 1414 г. в Литве были очень недовольны московским митрополитом Фотием. Управлявший в то время Литвой Витовт решил учредить самостоятельную литовскую митрополию. В 1415 г. в Новогрудке был собран собор западно-русских православных епископов, и митрополитом был избран болгарин Григорий Цамбалак. После смерти Витовта мысль об Унии не исчезала в Литве. По поводу соединения церквей входил в сношение с папой митрополит Герасим, поставленный западно-русским митрополитом в 1433 г. из смоленских епископов.

Когда в 1439 г. была заключена Флорентийская Уния, литовское правительство признало ее и права католического духовенства были уравнены с правами православного. При Александре Ягеллоне была сделана новая попытка ввести в Литве Унию. В 1498 на киевскую митрополию был назначен смоленский епископ Иосиф Болгаринович, сразу начавший действовать в пользу Унии с Римом. Он обратился к папе Александру VI с письмом, в котором исповедовал веру по образцу латинскому, признавал флорентийский собор и отдавал себя и свою церковь под покровительство папы.

Преемник Александра Сигизмунд I относился к иноверцам, протестантам и православным вполне миролюбиво: одним из наиболее влиятельных людей при нем был известный защитник православия в Литовской Руси, князь Константин Иванович Островский."

1569 Люблинская Уния — создание Речи Посполитой

1573 Акт Варшавской конфедерации — провозглашение равенства всех религий.

1596 Брестская церковная Уния — принята для уменьшения межконфессиональных противоречий и снижения влияния Москвы на внутренние дела государства — переход православных приходов в греко-католические (униатские). Как и в 1439 году были недовольные. Мученической смертью погиб св. Иосафат Кунцевич — "апостол единения", архиепископ Полоцкий, проповедник Унии.

Униатство — "белоруская вера"

В московских документах начала XVI века — уже через 30 лет после Брестской унии — Униатство именуется "белоруской верой". Униаты составляли ~40% населения, католики ~35%, прихожане РПЦ ~6%.

Переход в униатство — "Гэта неправільная фармуліроўка. Праваслаўныя заставаліся праваслаўнымі, проста біскупы дамовіліся, што цяпер яны пераходзяць (ці вяртаюцца ў каталіцкім разуменні) у еднасць з Рымам." — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.

Униатство было не столько религиозным выбором, сколько выбором цивилизационной модели. Догмы и обряды православных, принявших Унию, остались прежними. Однако, влияние Московского патриархата, жившего по Соборному уложению (основному закону Московского царства), более не оказывало давления на внутренние дела ВКЛ. Интересно сравнить первую статью московского Соборного Уложения (действовало с 1649 по 1832) с первой статьей Статута ВКЛ (действовал с 1566 по 1840). "Вси обыватели Великого князства Литовского тым одным правом писаным и от нас даным сужоны быти мають" ( арт. 1, разд. 1,: "О персоне нашой Господарской").


Статут Великого Княжества Литовского

О прогрессивном характере Унии говорит жизнеописание Мелетия Смотрицкого (1577-1633) — публициста, филилога, архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского, ярого защитника православия, ярого противника Унии, создателя "Грамматики" — основы церковнославянской грамматической науки на последующие 200 лет. В 50-летнем возрасте он принимает Униатство.


Мелетий Смотрицкий

Наряду с возможностью религиозного примирения, Уния подняла на качественно новый уровень всеобщее образование — по всей стране открывались школы и коллегиумы иезуитов и базилиан (униатов), принявших иезуитские стандарты обучения. В них принимали к обучению всех, независимо от религиозной принадлежности. О разнице между Унией и РПЦ сказано достаточно много. После раздела Речи Посполитой Белорусские земли вступили в серую полосу своей истории.

В 1839 униатские приходы были переданы в ведение Московского патриархата РПЦ. Развитие образования и культуры затормозилось почти на столетие. На смену школам иезуитов и базилиан пришли церковно-приходские школы РПЦ (открытию типовой такой школы великий А. П. Чехов посвятил свой рассказ "Кошмар")

Tags: ВКЛ, История, История Беларуси, История Европы, Религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Музыкальная пауза

  • Пятничноэ

    Всегда задаю себе вопрос, почему короткая рабочая неделя всегда кажется даже длиннее обычной... Но вот, наконец, и пятница! На прошедшей неделе…

  • Хроники переезда

    Ну вот, первый представитель нашей семьи уже на аризонской земле. Выехали девчонки 7-го сентября в 11 утра, переночевали в городке Ely в Неваде и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments