acqualta (acqualta) wrote,
acqualta
acqualta

Categories:

Зловещее Лицо Мистического Агнца

Недавняя реставрация открыла подлинное изображение мистического агнца Хуберта и Яна ван Эйков. Этот символ занял почетное место на центральной нижней панели всемирно известного Гентского алтаря. Но многим показалось, что этот недавно отреставрированный агнец выглядит слишком странно. Одна вирусная ветка в твиттере назвала его ужасным; кто-то пошутил, что он обсудит это с терапевтом. Проблема, похоже, в том, что ягненок выглядит устрашающе похожим на человека, с глазами, обращенными вперед (именно как у человека), а не в сторону, как у обычного жвачного животного. Около пятидесяти лет назад Масахиро Мори, профессор робототехники, дал название таким тревожным воздействиям изображений, которые кажутся человеческими, но на каком то этапе становятся неприятны людям из-за мелких несоответствий реальности, вызывающими чувство дискомфорта и страха: «зловещая долина». Многие рассказывали об этом опыте при просмотре нового фильма «Cats», в котором компьютерная графика использовалась для наложения кошачьих черт на людей-актеров. Точно так же в недавнем фильме «Sonic the Hedgehog» пришлось отредактировать компьютерную графику после отзывов на первоначальный трейлер. По словам одного журналиста, «[Sonic] выглядел странно, но отчасти по-человечески, и это было жутко ».

Hubert and Jan van Eyck, The Ghent altarpiece (open), c. 1425–1432, oil on wood, 3.4 × 4.6 m, Saint Bavo Cathedral, Ghent (Photo: Web Gallery of Art)
Hubert and Jan van Eyck, The Ghent altarpiece (open), c. 1425–1432, oil on wood, 3.4 × 4.6 m, Saint Bavo Cathedral, Ghent (Photo: Web Gallery of Art)

Реализм и Ян ван Эйк

Что может показаться еще более странным, так это то, что один из художников, Ян ван Эйк, оставивший нам много других работ, славился реалистичностью своих картин. Такой реализм полностью проявляется в Гентском алтаре. Руководитель проекта реставрации Элен Дюбуа указывает, что ботаники могут идентифицировать все растения на панели, за исключением тех, которые были закрашены в более поздние века. Поэтому можно забыть о том, что этот новый ягненок - такая же неудача реставраторов, как легендарный Христос-обезьяна из Борхи или знаменитый святой Георгий из Эстеллы.

Detail of the Mystic Lamb, pre-restoration (перед реставрацией)
Detail of the Mystic Lamb, pre-restoration (перед реставрацией)

Профессионализм реставраторов и подлинность нового агнца не вызывают сомнений. «Новый» агнец на самом деле является «старым», будучи частью оригинального дизайна панели, нарисованной приблизительно в 1425–1432. Это стало заметно после того, как был удален более поздний слой, написанный примерно в 1550-х годах. Действительно, до реставрации вы могли видеть невооруженным глазом уши оригинального ягненка, а также просто различать его оригинальные глаза на инфракрасных изображениях, сделанных с предварительно восстановленной панели.

Detail of the Mystic Lamb, post-restoration (после реставрации)
Detail of the Mystic Lamb, post-restoration (после реставрации)

Краткий взгляд на место этого ягненка на картине показывает, почему Ван Эйк решил изобразить его с глазами, которые смотрят прямо на вас. Этот мистический агнец считался не только пушистым жвачным животным, но и образом Христа. Поэтому, чтобы понять образ Ван Эйка, мы должны рассмотреть, как изображался Христос в средневековой католической Европе.

Detail of the Mystic Lamb, pre-restoration, see under infrared (перед реставрацией, в ультракрасном освещении)
Detail of the Mystic Lamb, pre-restoration, see under infrared (перед реставрацией, в ультракрасном освещении)

Мистический Агнец как Образ Христа

Агнец Божий используется как образ Христа в нескольких библейских текстах, включая Книгу Иоанна (1:29, 1:36), первое письмо Павла к Коринфянам (5: 7) и Книгу Откровения (5: 6–14, 6: 1, 7: 9–17, 14: 1). Сцена в алтаре, кажется, соответствует Откровению 7: 9. Поэтому в средние века ягненок использовался как символ Христа по всей Западной Европе. Однако многие художники считали, что он должен выглядеть более впечатляюще, чем просто обычное сельскохозяйственное животное. У них было много способов добиться этого. В Книге Откровений ягненок описывается как «имеющий семь рогов и семь глаз» (Откр. 5: 6), и многие средневековые изображения изображают его с этими чертами. Однако чаще было изображать Agnus Dei в виде обычного ягненка, но с набором различных знаков или символов: вымпел с красным крестом, распятие, свиток, печать, кровоточащая сторона, нимб... У ягненка Ван Эйка есть два последних. Однако ягненок Ван Эйка берет свое начало в другой традиции. Часто, когда Христа изображали в искусстве, он изображался фронтально, с лицом, смотрящим на зрителя.

Vera Icon (Copy after Jan van Eyck), oil on oak, 50 x 37 cm, 1439, Alte Pinakothek, Munich – Photo: Alte Pinakothek, Munich
Vera Icon (Copy after Jan van Eyck), oil on oak, 50 x 37 cm, 1439, Alte Pinakothek, Munich – Photo: Alte Pinakothek, Munich

Это использовалось, чтобы заставить его казаться более величественным, особенно в сценах Воскресения, Апокалипсиса или Страшного суда. Ян ван Эйк, кажется, приберег аналогичный формат для своих изображений Христа. Единственные портреты Ван Эйка, которые являются полностью фронтальными, - это утраченная икона Христа, известная нам по копиям, и изображение Божества на Гентском алтаре, фигура, которую можно принять как за Сына, так и за Отца. Учитывая, что мистический агнец Ван Эйка - это образ Христа, для Ван Эйка было естественным изобразить его лицом к зрителю, а также пристально смотревшим на него, даже если это означало, что выполнение обоих условий требовало искажения изображения ягненка.

Реализм и сверхъестественное

Есть знаменитый мем очаровательного детского телевизионного персонажа Свинки Пеппы, которая в мультфильме всегда изображается в профиль, но с двумя видимыми глазами. Однако один онлайн-шутник представил, как Пеппа будет выглядеть спереди, показывая монстра с четырьмя глазами и четырьмя ноздрями. Шутка в том, что схематические мультяшные изображения могут обладать всякого рода странностями, которые мы бы не восприняли даже в чуть более реалистичном изображении (более ярким примером может быть «реалистичный» Гомер Симпсон). Мы знаем, что средневековая визуальная культура могла принимать, казалось бы, «мультяшные» чудовищные изображения, даже изображения божественных существ, будь то овца с множеством глаз и рогов с одной стороны, или изображения Троицы в виде человека с тремя головами. Но в отличие от таких изображений, Agnus Dei Ван Эйка - это не соединение разных конечностей, а относительно плавный переход между чертами овцы и человека. Конечным результатом является другой тип чудовища - ягненок, который выглядит человеком. Учитывая, что Ян ван Эйк создавал самые реалистичные изображения, которые когда-либо были созданы, вполне возможно, что странный внешний вид его «Мистического агнца» мог быть непреднамеренным следствием его реалистичного стиля. Однако я думаю, что странный вид ягненка мог быть преднамеренным. Чтобы понять почему, нужно немного глубже взглянуть на то, как изображали Христа в средние века, и такие изображения выдающихся людей интерпретировались средневековыми людьми.

Чудовищность и две сущности Христа

Во-первых, обратите внимание, что кажущийся странным переход между человеком и животным в ягненке Ван Эйка имеет символическое значение. Иисус был тем, кого считали одновременно материальным, смертным человеком и божественным Богом. Такое слияние двух природ Христа также очевидно в агнце Ван Эйка: это жертвенное, смертное существо (агнец); но, как икона Христа, это также божественный образ Бога, обращенный к зрителю и смотрящий на него. Средневековая христианская культура издавна создавала образы, которые отображали аналогичные переходы между божественной и смертной природой Христа. Возьмем, к примеру, знаменитого Христа Вседержителя VI века из монастыря Святой Екатерины на Синае. Широко распространено мнение, что эта икона изображает Христа в двух его естествах: его правая сторона представляет его смертные атрибуты, а левая сторона изображает его более устрашающее божественное лицо.

Christ Pantocrator, sixth century, encaustic on wood, 84 x 45.5 cm, Saint Catherine’s Monastery, Mount Sinai.
Christ Pantocrator, sixth century, encaustic on wood, 84 x 45.5 cm, Saint Catherine’s Monastery, Mount Sinai.

Вторая известная икона - Покров Вероники Ганса Мемлинга. Это была реликвия, выставленная напоказ в Риме с тринадцатого до начала шестнадцатого веков, и предположительно являлась чудесным изображением лица Христа. Считалось, что это было сделано во время Страстей, когда святая Вероника вытерла пот с лица Иисуса покрывалом. Подобно Христу Вседержителю, этот образ соединил в себе человечность и божественность Христа, являясь как материальным остатком Христа, с одной стороны, так и знаком Его Божественной силы, с другой (являясь чудотворным образом).


Объединив лицо ягненка и лицо Христа, Ван Эйк, возможно, создал образ, который выглядит странным и тревожным. Однако подобное чувство, возможно, испытывали средневековые католики, глядя на другие изображения Христа, такие как Христос Вседержитель и Покров Вероники, образы, которые, подобно Мистическому Агнцу, одновременно представляли его как смертного, так и божественного, как материальное воплощение, так и духовное...


Статья Эндрю Мюррея, с сокращениями. Перевод Google, с моей посильной правкой. Люблю читать про средневековье (спасибо, Умберто Эко!). И живопись люблю. А тут все вместе сошлось. Может, кому-нибудь еще будет интересно.


Tags: Живопись, Искусство, Искусство средневековья, История, Средневековье
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Музыкальная пауза

  • Пятничноэ

    Всегда задаю себе вопрос, почему короткая рабочая неделя всегда кажется даже длиннее обычной... Но вот, наконец, и пятница! На прошедшей неделе…

  • Хроники переезда

    Ну вот, первый представитель нашей семьи уже на аризонской земле. Выехали девчонки 7-го сентября в 11 утра, переночевали в городке Ely в Неваде и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments